Брачно семейные отношения в мусульманском праве

Учебник для вузов рекомендован Министерством высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан

«20(21). Из Его знамений что Он создал для вас из вас самих жен, чтобы вы жили с ними, устроил между вами любовь и милость. Поистине, в этом знамение для людей, которые размышляют!»

(Коран, сура «Румы» («Рум»), аят 20(21)).

Благополучие домашнего очага в Исламе ценится превыше всего, а посему всеми мусульманами придается весьма и весьма большое значение созданию крепкого и прочного брака.

положениями ал-Фикха. Большинство мазхабов рассматривают махр в качестве одного из важнейших последствий заключения брачного договора.

Итак, Ислам обязывает мужчину выплачивать каждой из своих жен приданное, остающееся в их собственности. Если, например, впоследствии брак будет сочтен неудачным, то жена сможет развестись с несогласным на развод мужем только в том случае, если она вернет приданное. Ежели инициатором развода выступит муж, то жене позволяется сохранить в своей собственности полученное приданное. По этой причине многие женщины, опасающиеся за долговечность и прочность брачных уз, бывают весьма довольны щедрым приданным, оговоренным на предварительных условиях.

К сведению студентов!

Истинно исламское бракосочетание представляет собой весьма простой обряд, совершаемый иной раз и в отсутствие невесты, которая по своему желанию может послать двух свидетелей в знак согласия на проведение брачной церемонии. Эта церемония заключается в чтении Корана и завершается обменом клятвенными заверениями в присутствии свидетелей со стороны жениха и невесты. Для проведения обряда не требуется специальное присутствие духовных особ, хотя довольно часто приглашается имам местной мечети. Брак затем регистрируется в отделе записи актов гражданского состояния.

9.2. Семейное законодательство в странах Арабского Востока

Государственных программ «Год молодёжи», «Год гармонично развитого поколения», соответствующих приказов Министерства высшего и среднего.

Министра обороны и Министра высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан 412/151

Министерство высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, Национальный офис Темпус Узбекистана, Ферганский.

Карьера и Представительство Россотрудничества в Узбекистане. Выставка пройдет при поддержке Фонда Форума и Министерства высшего.

Министерства по делам культуры и спорта, Министерства высшего и среднего специального образования, Министерства народного образования.

Сдпу «Адолат» в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан совместно с Министерством высшего и среднего специального.

Министерства народного образования и Министерства высшего и среднего специального образования, а также другими организациями Республики.

Кабинета Министров Республики Узбекистан от 13 мая 1998 года n 203 Об организации общего среднего образования в Республике Узбекистан.

Гигиенические требования к изданиям учебным для общего среднего и среднего специального, профессионального образования

Министерства иностранных дел, Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, Британского Совета.

Регулирование имущественных отношений

В мусульманском праве отсутствует деление на вещное и обязательственное право. Субъектом права считался лишь один Аллах, а мусульманин рассматривался как носитель установленных Аллахом оба связей. Исходя из этого, понятие правоспособности мусульманские юристы обходили стороной, а в центре их внимания находилась дееспособность лица. Дееспособной была совершеннолетний человек (совершеннолетия устанавливалось по решению суда), которая находилась ",в здравом уме", (т.е. не была сумасшедшей, слабоумною или пьяной).

Имущественное право было едва разработанное мусульманскими законодателями. Особой категорией в имущественных правах были вещи, которые не могли находиться в собственности мусульманина. Это - неотчуждаемые вещи. К ним, прежде всего, принадлежала земля. В основе вопроса поземельной собственности находилась теория, согласно которой земля является достоянием божьим, а право распоряжения им принадлежит наместнику бога на земле, то есть имама-халифу. Он может передавать землю в частные руки с обязательством платить налоги за нее. Завоевана в других государствах земля является неприкосновенной для частных лиц и передается на пользу всего мусульманского общества. Завоеванные земли могут передаваться отдельным лицам, в частности как вознаграждение за службу, однако только на праве пользования (иногда пожизненного), но не на праве собственности.

Не признавалась собственность мусульман и на так называемые ",нечисти", вещи (вино, свинину, книги, противоречащие учению ислама, изображения богов, картины и т.п.).

Способами приобретения права собственности являлись: захват вещей, наследование имущества, находка вещи и переход вещей по договору. Относительно последнего, то достаточно распространенными были договоры купли-продажи, найма, дарения, займа, хранения, аренды, общества и т.д. Не признавались договоры, заключенные путем обмана, ошибочно или путем насилия. В таком случае не только договоры признавались недействительными, а и все оплаченные на их основе денежные суммы или вещи должны быть немедленно возвращены обратно.

Праву частной собственности приписывалось божественное происхождение. Оно рассматривалось как постоянное и неограниченное. Такое утверждение исходило из наставлений Корана. Особый правовой режим имели земли, составлявшие первоначальную территорию мусульманской религиозной общины (Мекка и прилегающие к ней территории). Там разрешалось проживать только мусульманам запрещалось рубить деревья, брать землю, заниматься охотой и т.д.

В отличие от Западной Европы, феодальная собственность не имела иерархической структуры и не была связана с условиями службы. Она занимала второстепенное место по сравнению с государственной и общинной собственностью.

Брачно-семейное право

Брак по мусульманскому праву считался договором подобно торговых сделок. Причем женщина не была стороной в договоре, а считалась предметом договора. Поэтому при заключении брачного контракта женщина должна была иметь представителя в лице своего опекуна. Однако формально при заключении брака согласие сторон, в том числе и невесты, предполагалась.

Шариат различал три вида брака: а) постоянный, б) временной, в) брак с пленницей.

Постоянный брак мог быть заключен одновременно с четырьмя женщинами. Каждой своей будущей жене жених должен был выделить особое имущество, и за отказ на ней жениться он терял Его половину. Каждая из четырех жен имела право на свое содержание, отдельное жилье и прислугу. Препятствием к заключению или пребывания в браке считались близкие родственные отношения, свояцтво, проклятие женщины, которая была обвинена в прелюбодеянии, идолопоклонничество. Брак заключался в письменной форме, а брачный акт состоял судьей (кадиєм) и подписывался двумя свидетелями мужского пола.

Временный брак разрешался лишь шиитам (членам особой религиозной секты). При его заключении определялся срок действия брака. Рожденные в таком браке дети считались законными и наследовали имущество наравне с другими наследниками. Но жена не приобретала наследственных прав.

Брак с невольницами шариат позволял лицам, которые не имели достаточных средств для содержания жены или жен из числа свободных лиц. Дети от такого брака считались законными, а женщина-рабыня после смерти мужа автоматически получала свободу.

Что касается развода, то оно допускалось, как правило, по воле мужа. Во всяком случае, мужчина не был обязан объяснять поводы к расторжению брака, а должен только заплатить своей бывшей жене определенную сумму. Мусульманское право определяло развод четырех видов: 1) без объяснения причин, путем провозглашения мужем определенных фраз (например трижды произнести слово ",талак", или сказать ",ты отлучена",), 2) покупкой жены развода у своего мужа, 3) расторжение брака кадиєм (судьей) по инициативе жены, если ее муж не выполняет своих супружеских обязанностей, имеет физические недостатки, не выделяет ей достаточных средств на существование, жестоко обращается с ней, 4) развод вследствие взаимного проклятия. Проклятие провозглашается мужем перед судьей, когда он считает, что ребенок его жены является следствием нарушения ею супружеской верности, но он не может предоставить для этого убедительные доказательства. Женщина со своей стороны тоже может таким же образом доказывать клятвой лживость таких обвинений. В таком случае брак расторгается окончательно и бесповоротно, поскольку при разводе другими способами брак мог быть заключен повторно.

После развода женщина должна была в течение трех месяцев находиться в доме своего бывшего мужа, чтобы определилось, не беременна ли она. Рожденные в браке дети оставались с отцом.

Брачно-семейные отношения и наследственное право по нормам шариата

Власть и имущество семь находились в руках главы семьи. Семья была патриархальной. Глава семьи мог отдать в найм, продать и убить члена семьи. Положение женщины было приниженное. Она должна была подчиняться отцу, мужу, а после смерти мужа сыну. Женщина не имела права на наследство. По религиозному обычаю, вдова должна была зайти на погребальный костер умершего мужа. В лучшем случае она могла стать женой брата мужа. Преимущественное право на наследство имел старший сын. В семейном праве проводился кастовый принцип, то есть запрещались браки между представителями разных варн и каст. Однако допускались браки, в которых мужчина принадлежал к более высокой варне, чем женщина. Дети, рожденные от таких браков, были ущемлены в правах. В законах Ману различалось 8 видов брака, который часто являлся продажей девушки. Брачный возраст для мужчины не моложе 20 лет, а для женщины 8 12 лет. Идеальный возраст невесты должен был соответствовать трети возраста жениха. Законы признавали нерасторжимость брака. Мужчина мог привести в дом вторую жену, если первая имела злобный нрав, была расточительна, тяжело больная или приверженная к пьянству

Шариат рассматривает брак как религиозную обязанность мусульманина. Для заключения брака требовалось согласие сторон, в том числе и невесты. Волю невесты вправе были выразить и ее родители, поэтому брак часто выступал как торговая сделка между отцом невесты и женихом.

Коран признает за мусульманином право иметь до четырех жен одновременно и неограниченное число наложниц. Муж обязывается предоставить каждой жене имущество, жилище и одежду, которые соответствовали бы его положению. Ислам закреплял зависимое положение женщины в семье. Жена не участвовала самостоятельно в имущественном обороте, а была обязана вести домашнее хозяйство и воспитывать детей.

Развод в мусульманском праве известен в нескольких видах. Муж имел право развестись с женой и по точно определенным поводам, и без повода, жена имела право потребовать развода через суд по строго определенным основаниям.

Брачно-семейное право. Семейные и брачные отношения в наибольшей степени регулировались правом шариата

Семейные и брачные отношения в наибольшей степени регулировались правом шариата. Брак и семья входили в число необходимых добродетелей правоверных. Однако сам по себе брачный союз рассматривался как подобие договора, заключаемого в ограниченных целях и при неравном положении сторон. Первоначально брачный договор (по Корану) был вариантом обычного договора купли-продажи. Древнейшему праву были известны даже временные браки, запрещенные халифом Омаром.

Законный брачный возраст праву был неизвестен. По примеру Мухаммада, не возбранялись браки, начиная с 9 лет. Однако желательным считалось примерное соответствие супругов по возрасту, по положению. Мужчина мог иметь не более 4-х жен, т. е. допускалось многоженство. Однако законом устанавливались вполне детальные правила обращения в таком семейном союзе (так, проведя с женой ночь, муж обязан был провести у нее и день, запрещалось выказывать ласки одной жене в присутствии другой и т.д.). Запрещались браки с близкими родственниками (до 3-й степени родства), с рабынями, с рожденными от прелюбодейства и т. п.

Заключение брака теоретически предусматривало свободное согласие обоих супругов. Однако за женщину заключить брак мог ее представитель (отец, старший родственник). Поэтому свобода брака была очень условной. При заключении брачного договора муж вносил плату за жену (мэгр). Заключался брак путем простой, но специальной процедуры в присутствии трех (двух) свидетелей.

Канон устанавливал взаимные права супругов в браке и весьма жесткую ответственность за пренебрежение своими обязанностями. Муж обязан был содержать жену, оказывать ей внимание (после долгого отсутствия или воздержания проводить с женой неделю). Жена обязана была повиноваться мужу, следовать за ним безусловно повсюду. За неповиновение муж имел законное право бить жену, Однако и за женой признавалось право обращаться в суд с жалобой на неисполнение мужем его супружеских обязанностей.

Исламский брак не имел никаких имущественных последствий для супругов, общности имущества не признавалось. Каждый оставался собственником или владельцем того, что у него было до брака или приобреталось в течение его.

Брак не имел священного характера (подобно христианскому). Поэтому его довольно легко было прекратить. Условиями прекращения брака при жизни были вероотступничество одного из супругов или развод. Развод был очень легок и допускался как по инициативе мужа, так и жены. Можно было развестись и в одностороннем порядке, даже женщине. В этих случаях существовали такие формы, как получение женою развода за выкуп (авад), расторжение брака судьей по просьбе жены. Мог быть и развод по обоюдному согласию в виде «взаимного проклятия».

Власть над детьми признавалась за обоими родителями. Но отцовская была важнее. Возраста законного совершеннолетия для детей не было. Оно начиналось с момента признания этого качества родителями (но, во всяком случае, не позднее 15 лет от роду).

Семейные ценности доминировали и внаследственном праве. За супругом, ближайшими родственниками признавалось право на обязательную долю. Нельзя было лишать детей наследства. Распорядиться имуществом путем завещанияможно было с большими ограничениями: нельзя было распоряжаться более чем 1/3 своего имущества, нельзя было завещать все имущество одному, даже законному наследнику. Если наследника не было, то наследство распределялось в пользу бедных. Реально оно переходило в распоряжение религиозных учреждений либо еще при жизни оформлялось как «божественное пользование» вакф, отменить которое, кроме учредителя-наследодателя, никто не был вправе.

Брачно-семейное право мусульман

Реферат на тему Брачно-семейное право мусульман

Разместил (а): Сергей Степанович

  • Мусульманское право общая характеристика 9 кб.
  • Французское брачно-семейное право Сравнительная характеристика государственного строя 31 кб.
  • Брачно-семейное и наследственное право по судебнику Хаммурапи 21 кб.
  • Брачно семейное и наследственное право по судебнику Хаммурапи 23 кб.
  • Семейное право 12 11 кб.
  • Основные черты афинского права. Источники, право собственности, обязательственное право, 23 кб.
  • Семейное право и наследство 20 кб.

Семейное право мусульман.

Общая характеристика семейного права мусульман.

Ø, Вырастание грубых волос в нижней части живота

Понравилась статья? Поделить с друзьями: