Митрофан воронежский духовное завещание

Митрофан воронежский духовное завещание

Да пребывают все православные христиане в прародительской вере своей благочестиво и праведно со всяким старанием, и следует жительствовать в чистоте, в воздержании и святыне и в покаянии, быть образом благих дел, по святому апостолу, народам своей епархии желаю быть благочестивыми.

Веру же православно-кафолическую к Богу вседушно любовью иметь, и Святую Церковь, одну во вселенной, которая на Востоке и у нас утвердилась истиной, как матерь чествовать и пребывать в ней неотступно непоколебимому правому учению, и предания и учения, святыми отцами на Соборах определенные и утвержденные, крепко содержать и ни в чем нерушимо и непоколебимо иметь. Так как без правой веры Богу угодити невозможно, также и без Святой Восточной Церкви мудрования и светлого богопреданного ее учения невозможно никому спастись, и о том через святый Символ веры исповедуем Церковь единой, Святой, Соборной и Апостольской, и так ее хранить от всяких ересей и от соблазнительных наветов оберегать.

Еще завещаю всякому чину своей епархии: православным христианам с еретиками и иноверцами, с католиками и лютеранами, кальвинистами и злобожными татары (которых гнушается Господь и Церковь Божия с богомерзкими идолами их проклинает) в общение и содружество не входить, но как от врагов Божиих и ругателей церковных от тех удалятися, совсем с иноверцами содружества не иметь и во укоризну о вере не разговаривать ни с кем и обычаев их иностранных по традициям еретическим на соблазн христианам от них не слушать и это им запрещать накрепко. Татары &ndash, зловерные еретики, отступники Святой Церкви, и все они прокляты, ведь и святой апостол Павел заповедал и от братий по общей христианской вере, пьянствующих и бесчинствующих, отлучаться и не примешиваться к ним, &ndash, насколько больше подобает всячески отлучаться от тех еретиков, развратников и хулителей святой нашей веры! Еретики, такие как лютеране, кальвинисты и католики, не советуют и не говорят церковной правды, но то, что человеческое, новообретенное и чуждое истинного благочестия. Татары &ndash, проклятые злобожники, в них никакого добра не находится, их подобает всячески приводить в благочестивую веру, и апостольское завещанное слово так говорит: Но я писал вам, братие, не сообщаться с тем, кто, называясь братом (иноверец же больше того), остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником, с таким даже и не есть вместе (1Кор.5:11), а в иноверцах все эти страсти господствуют, но многие верные люди и честные с ними ядят, не стыдясь, и не боятся греха. Уклоняющиеся от этой заповеди и презирающие завещания Святой Церкви и творящие сами себе закон по гордыне как избежат клятвы, псалмопевцем всегда возвещаемой? Прокляти все уклоняющиися от заповедий Твоих (Пс.118:21), чего всех христиан избави Боже! И в другом месте говорит: извергните развращенного из среды вас (1Кор.5:13). Так явственно Сам Бог завещал, как с иноверными, еретиками и злобными водиться и общаться кому и какую дружбу подобает иметь с ними и пребывать в угождении Богу, когда все люди стоят в истине, о добрых делах прилежат и содержат благие и постоянные нравы.

И люди нашей паствы всякого чина пусть не привыкают к иностранным непотребным обычаям и пусть, не утвержденные в вере и не знающие Писания, с иноверными о вере не беседуют и лестного их учения совсем пусть не слушают, но пусть возымеют в крепости отеческой благорассудные и воздержные поступки в делах и вещах, написано: «,не буди всяким ветром носим»,, изменяющися скоростью непотребств, «,старейших не презирай», и, всякое дело начиная, смотри на конец, какой будет всем, потому что вся тварь и время от времени быстро изменяется, и кончина смертная всем приближается, которой и я с годами и болезнью ближе подвержен

Святые земли Воронежской

О ДУХОВНОМ ЗАВЕЩАНИИ СВЯТИТЕЛЯ МИТРОФАНА

Предощущая в душе и теле своем приближение смертного часа, Святитель Митрофан приготовил обширное духовное завещание: «Памятствуя о смерти, судих последнее мое писание написати, как бы души и телу моему сотворити плод».

Завещание знакомит нас с предсмертными мыслями, чувствами и последними распоряжениями епископа Митрофана. Ни одно слово, ни один намек не обнаруживают в Святителе страха смертного или сожаления о покидаемых земных благах, от которых он давно уже отрекся. Он оставлял земной мир со спокойной совестью, с осознанием исполненного долга и с глубокой надеждой на милосердие Бога. Сердце Святителя было полно глубокой благодарностью к Богу, «Коего благостию в мир родился и достиг состарения лет», и признательностью к окружающим людям, всем им он завещал от себя «мир и благоденствие и прощение».

В начале Завещания Святитель исповедует перед всеми свою веру, кратко излагает основные этапы своей жизни, дает частные распоряжения: о месте погребения и погребальном облачении, об отправлении сорокоуста и о годичном поминовении. «Сотворити милость,- просит святитель, - не сотворите к нам преслушания, но исполните во всем».

Прочая часть завещания состоит из увещевания духовенству жить благочестно, свято и благочинно. «Честные иереи Бога Вышнего! Вожди словесного стада Христова! Вы должны иметь светлые очи ума, просвещенныя светом разумения, чтобы вести других по правому пути, по слову Господа, вы должны быть самым светом. преподавайте людям слово учения, показывайте на себе пример доброй жизни, усердно возносите молитвы к Богу о врученной вам пастве».

Святитель преподает всем православным христианам мудрые правила жизни, призывает к нерушимому сохранению веры и к неуклонному следованию учению Христовой Церкви. «Прочее же, мудрых мужей правило всякому человеку: употреби труд, храни мерность: богат будеши, воздержано пий, мало яждь: здрав будеши, твори благо, бегай злато: спасен будеши. . Да пребывают же вси православные христиане в прародительском своем благочестии, праведно, во всяком изрядстве, в чистоте, в воздержании же, и святости, и покаянии. Яко же бо без веры правыя угодити Богу невозможно: такожде и кроме Церкви Святыя Восточныя и светлаго Богопреданного тоя учения невозможно кому спастися».

Святитель советует особо осторожно обходиться с иноверцами, которых в те времена в Воронеже, на строительстве Флота было немало. «Многие иноверцы: лютеры, кальвины и латыши неправомудрствующии, да еще и начальниками волки над агнцами христианы, им же всякое оскорбление бедным, сотворяют. Святитель напоминает, что и сейчас и в древние лета» от иноверцев было мало пользы, ибо они явные враги Церкви и всем православным христианам. Он призывает паству не принимать «иностранных обычаев непотребных» и не слушать «лестного их лжеучения», но крепиться в вере отеческой, напоминая слова Апостола: «Не буди всяким ветром носим» (Бфес,4,14).

В заключительной части завещания Святитель еще раз смиренно просит у всех людей «всякого чина и возраста епархии нашей» прощения и оставляет всем им свое архиерейское благословение. «Меня же грешнаго самого Божию вручаю милосердию и непостыдному предстательству Госпожи моея Пресвятой Девы Богородицы Марии и Ангелу своему хранителю и всех святых, благоугодных Богу, молитвами, вопия и глаголя Богу Отцу нашему Небесному: «Отче! в руце Твои предаю дух мой. Аминь. »

Собор Воронежских святых

На епархиальном собрании Воронежской епархии, состоявшемся в Воронеже 28 февраля 2002 года по инициативе митрополита Воронежского Мефодия было единодушно установлено празднование дня соборной памяти всех святых Воронежской епархии. Днем нового церковного праздника стало 4 (17) сентября, память второго обретения мощей святителя Митрофана Воронежского, произошедшее в 1989 году. Как сказал митрополит Мефодий: Это событие - начало нового этапа в жизни нашей епархии, оно стало подлинным знамением возрождения церковной жизни. Праздник был установлен по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II и впервые был отмечен в 2002 году.

КОНТАКТЫ ПОРТАЛА

7 (8452) 28-30-32, 23-04-38,

Главный редактор портала Православие и современность игумен Нектарий (Морозов)

Перепечатка в интернете разрешена при условии наличия активной ссылки на сайт Православие и современность.

Перепечатка материалов портала в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции.

БАННЕРЫ

Сделано с любовью:

©,2004&mdash,2018 Информационно-издательский отдел Саратовской епархии - Все права защищены

Тверская епархия

Духовное завещание святого Митрофана, епископа Воронежского

&ensp,&ensp,&ensp,Безмерным благоволением и неизреченной благостью Всетворца нашего Бога человек, сотворенный и созданный на существование вечное по образу и по подобию Его, уже не придет в ничто никак и никогда. И его долг по всякому образу своим благородством душевным знать и славить Бога, обращаться к Нему, уповать на Него и обо всем, по учению святого апостола Павла, благодарить, с какой Своей премудростию (см. 1 Сол 5:18) Он все сотворил и всегда творит и претворяет, как хочет, все дела и вещи Промысла на пользу человеку &ndash, чтобы всячески в высокой блаженной жизни возобладать заповеданным имением, о котором Сам Пресладчайший Спаситель наш Иисус, возводя нас в первое достояние небесного наследия, сказал: «,встаньте, пойдем отсюда», (Ин 14:31). И здесь, сколько бы лет кто ни жил, все же принимает конец жизни по пределу Божию и разрешается от жизни всякий мудро созданный человек: тело естественное, природное сродной четверке стихий предается, душа же на правосудие Божие забирается и наследует или благое, или злое воздая­,ние по деяниям, которые сделала вместе со своим телом.

&ensp,&ensp,&ensp,Сотворите милость и этот мой последний долг заплатите ко Господу Богу молитвами на душевную мою пользу: помяните душу мою грешную, да и сами помянуты будете у Господа Бога в день праведного суда. Это слово мое предстанет перед вами и мной на Страшном Суде Христовом. Не пренебрегайте моим прошением, слезно молю и прошу о последней вашей любви ко мне, грешному, не забудьте меня в своих молитвах, по апостолу Павлу8: молитесь друг за друга, чтобы исцелиться. И если кто сотворит по нашему завещанию тому некое препятствие в исполнении последней моей воли, или коварство, или лукавство сделает при раздаянии вещей написанных, или не исправит по завещанию нашему во всем раздаянии, или поскорбит и не исполнит этого нашего вышенаписанного приказа, тот имеет судию Христа Бога, воздающего каждому по делам, потому что Он &ndash, всевидящее око, если же видит кого творящего не лживо, тому и воздаст по его делам, всякому &ndash, праведно.

1&ensp,&ensp,&ensp,Под словами «,наше смирение», святитель подразумевает себя.

2&ensp,&ensp,&ensp,Здесь и далее ошибка: эти слова относятся к Посланию апостола Иакова.

Национальная библиотека Республики Карелия

Духовное завещание епископа Воронежского Митрофана

Сер. XIX в. (штемпель: ЕС / 2 готич. под короной, на заштрих. овале // В.Г.П.У.Ф Сергиевской (по овалу). - Клепиков С.А. Филиграни и штемпели на бумаге русского и иностранного производства XVII-XX века. М., 1959. Типа 186 &ndash, 1844 г., но длина штемпеля не 15,5 мм, а 21,5 мм, бумага 184&hellip, г. (последняя цифра срезана). На л. 36 в тексте «,Описи священным вещам, оставшимся от святителя Митрофана», под 1 значится портрет святителя, переданный «,покойному преосвященному архиепископу Антонию 2-му неизвестною особою»,. Здесь, по-видимому, имеется в виду Антоний (Смирницкий), архиепископ воронежский в 1826-1846 гг. (первым воронежским епископом под этим именем был Антоний (Соколов) в 1810-1816 гг.). Таким образом, данный список не мог появиться ранее дня смерти архиепископа Антония (Смирницкого), последовавшей 20 декабря 1846 г.). Почерк, подражающий полууставу. Список с подлинного текста завещания (см. заглавие на л. 1). 49 л. (в начале книги вклеен гравированный лист, на котором под заглавием «,Духовное завещание святителя Митрофана», приводится факсимиле небольшого фрагмента текста завещания и автографа Митрофана Воронежского, все в орнаментальной рамке). 4˚, (20,7 х 16,8, размеры гравированного листа &ndash, 25,3 х 20,9). Переплет &ndash, картон, оклеенный цветной бумагой &ndash, современный рукописи. Корешок и уголки кожаные, по корешку золотое тиснение. Киноварь в заголовках и заглавных буквах.

л. 1а. Гравированный лист с заглавием «,Духовное завещание святителя Митрофана»,, факсимиле фрагмента текста завещания (ср. л. 24 об.) и автографа Митрофана Воронежского «,Епископ Митрофан Воронежеский своею рукою потпия (sic !)»,. Нач.: «,Употреби труд, храни мерность &ndash, богат будеши&hellip,»,.

л. 1. Заглавие: «,Список с духовнаго завещания преосвященнаго Митрофана, перваго епископа воронежскаго, писаннаго им в 1693 году, за десять лет до кончины, и до ныне оригиналом хранимаго в Патриаршей библиотеке в пол листа, под 467-м, или по нынешнему книг разбору под 546-м», (ныне ГИМ, Синодальное собрание, 669, 27 л., в четверку). Нач. (л. 1 об.): «,Буди имя преначальныя, всетворивыя, единосущныя Святыя Троицы&hellip,»,.

л. 34. Сведения о месте написания и писце «,оригинала»,, а также о времени смерти и погребения Митрофана (в схиме Макария, умер 23 ноября, погребен 4 декабря 1703 г.), о присутствии на похоронах Петра I «,с сигклитом», и о словах царя у могилы «,Не осталося у мене такого святаго старца, емуже буди вечная память»,. Нач.: «,На конце сея книги написано в оригинале следующее: «,Сия книга завет преосвященнаго епископа воронежскаго схимонаха Макария писан в богоспасаемом граде Воронеже в доме его преосвященства соборныя церкве диаконом Афанасием Ефимовым&hellip,»,.

л. 36. «,Опись священным вещам, оставшимся от святителя Митрофана и находящимся в кафедральном Благовещенском Митрофанова монастыря соборе», (в Воронеже). Нач.: «,1. Портрет святителя Митрофана, писанный на холсте, в простой деревянной раме&hellip,»,. В числе прочего в описи под 10 значится собственноручное письмо святителя в город Острогожск к полковнику Федору Ивановичу Куколю.

На форзаце в начале книги записи, говорящие о принадлежности рукописи библиотеке архиепископа Игнатия «,Духовное завещание святителя Митрофана (в рукописи)»,, «,Игн. 443»,. Текст содержит правку писца (исправление описок, вставка пропущенных фрагментов текста).

Библиографию см. в конце словарной статьи «,Митрофан (в миру Михаил, в схиме Макарий)», в: Словарь книжников и книжности Древней Руси. СПб., 1993. Вып. 3 (XVII в.), ч. 2. С. 356-357.

Рукопись из библиотеки архиепископа Игнатия (Семенова).

Обретение мощей святителя Митрофана, Епископа Воронежского

Святитель Митрофан, первый епископ Воронежский, родился 6 ноября 1623 года во Владимирской земле, по предположению, в семье священника. Мирское имя будущего святителя было Михаил. Половину своей жизни святой прожил в миру, был женат и имел детей. Сохранились сведения о заботливости святого Митрофана по воспитанию своего сына Ивана. Будущий епископ был некоторое время священником в селе Сидоровском Суздальской епархии. На 40-м году жизни он овдовел и решил посвятить свою жизнь Богу. Своим местожительством он избрал Золотниковский Успенский монастырь недалеко от Суздаля, где и был пострижен в иночество с именем Митрофан.

Здесь угодник Божий начал иноческое подвижничество, отличаясь глубоким смирением. О его строгой иноческой жизни стало известно в монашеской среде. Через три года после вступления в Золотниковскую обитель братия соседнего Яхромского Космина монастыря, не имевшего в ту пору настоятеля, стали просить местное духовное начальство о доставлении им в игумены Митрофана. Просьба была исполнена. Вначале подвижник был рукоположен в иерейский сан, затем, несмотря на нежелание, был возведен в игумены Яхромской обители.

Когда о ревности подвижника узнал Патриарх Московский и всея Руси Иоаким, он поручил ему более обширную Унженскую обитель, основанную в XV в. преподобным Макарием Желтоводским в Костромской земле. Здесь будущий святитель настоятельствовал около семи лет, в течение которых монастырь достиг процветания. Был построен храм в честь Благовещения Пресвятой Девы Марии, написано немало замечательных икон.

Монастырь игумена Митрофана привлекал внимание не одного Патриарха, но и царя Феодора Алексеевича, который посещал обитель и нередко беседовал с настоятелем. При дворе к святому относились с особым почтением. Когда в 1682 году, по решению Московского Церковного Собора 1681 года, была образована новая Воронежская епархия, царь Феодор первым ее епископом предложил назначить игумена Митрофана. Епископскую хиротонию 2 апреля 1682 года возглавил Патриарх Иоаким.

Святителю Митрофану пришлось быть свидетелем бунта раскольников в июле того же года и присутствовать на «прении о вере» между старообрядцами и православными в Грановитой палате. Это событие произвело на него сильное впечатление и впоследствии сказалось на его архиерейских делах. Святитель Митрофан приобрел известность как обличитель раскола и сподвижник патриотических начинаний царя-реформатора. Святитель Митрофан рассматривал духовенство как силу, способную воздействовать на население самым благотворным образом. В самом начале своей деятельности святитель начал сооружать в Воронеже новый каменный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Святитель Митрофан любил церковное благолепие и вкладывал в строительство собора огромные средства. Быт святителя был более чем скромен.

Особую страницу в биографии святителя Митрофана составляют его взаимоотношения с Петром I. Святитель глубоко и сочувственно входил в судьбу молодого царя, старался содействовать возникавшим полезным для Отечества преобразованиям. Он одобрял постройку флота, предпринятую Петром I в Воронеже, и поддержал ее материально. Когда в 1696 году русские войска одержали победу над турками под Азовом, Петр I повелел святителю Митрофану как бы в награду за участие в этой победе именоваться епископом Воронежским и «Азовским». В то же время святитель Митрофан не мог одобрить слишком тесного общения царя с иноземными иноверцами и бездумного восприятия их обычаев. Святитель отказался посетить воронежский дворец царя из-за находившихся в нем языческих статуй. Когда разгневанный Петр стал грозить ему смертью, святитель начал готовиться к ней, предпочитая умереть, нежели одобрить неприемлемые для православного человека языческие ритуалы.

Исповедничество епископа устыдило Петра, в знак согласия с ним он убрал статуи, и мир был восстановлен. На Воронежской кафедре угодник Божий пробыл 20 лет, до самой своей кончины.

Любимым размышлением святого было памятование о смерти, о загробной жизни, о мытарствах, любимой молитвой молитва об умерших.

Не будучи знаком с распространенной в XVII в. латинской схоластикой, святитель Митрофан прекрасно знал Священное Писание и святоотеческие труды. В своем «Духовном завещании» святитель Митрофан назидал: «Для всякого человека таково правило мудрых мужей: употреби труд, храни умеренность богат будешь, воздержно пей, мало ешь здрав будешь, твори благо, бегай злого спасен будешь». Преставился к Богу святитель Митрофан в 1703 году в глубокой старости. Незадолго до кончины святитель принял схиму с именем Макарий. Погребен он был в Благовещенском соборе в Воронеже с большими почестями: царь своими руками помогал нести гроб святителя, почитаемого им за «святого старца».

С 1820 года число почитателей молитвенной памяти святителя Митрофана особенно возросло, при соборе начали появляться записи о чудесах на его гробнице. В 1831 году последовало официальное донесение об этом Синоду, по решению которого 7 августа 1832 года состоялось торжественное открытие гроба, а затем последовала канонизация святителя. От его святых мощей по милости Божией происходили многочисленные исцеления страждущих телесными и душевными недугами, одержимых, расслабленных. В 1836 году при Благовещенском соборе в Воронеже был учрежден Благовещенский Митрофанов монастырь.

Похожие статьи

Навигация по записям

Дорогой читатель!

Мы существуем исключительно на пожертвования, поэтому если Вам нравится наш проект - поддержите нас удобным для Вас способом!

(Вы можете самостоятельно указать сумму)

Сейчас читают Вопрос-ответ Благотворительность

Поддержите! Без Вас мы не справимся!

Нашли ошибку? Мы в Фейсбуке Мы ВКонтакте

Дорогой читатель!

Мы существуем исключительно на пожертвования, поэтому если Вам нравится наш проект —, поддержите нас удобным для Вас способом!

Понравилась статья? Поделить с друзьями: