Новый порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям

Юридический блог

Юридический интернет-журнал, серьезный и не очень

Новый порядок возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях

Федеральным законом от 22.10.2018 308-ФЗ внесены изменения в Уголовно-процессуальный кодекс РФ, суть которых состоит в установлении нового порядка возбуждения уголовных дел за преступления, предусмотренные статьями 198-199.1 УК РФ.

Что изменилось:
  • Изменено понятие «возмещение ущерба, причиненного бюджетной системе Российской Федерации», которое является основанием для прекращения уголовного преследования. Под возмещением ущерба теперь понимается уплата в полном объеме недоимки, пеней и штрафов в размере, определяемом в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах с учетом представленного налоговым органом расчета размера пеней и штрафов,
  • Исключено положение о том, что только материалы, направленные налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах, могут быть поводом для возбуждения уголовного дела о налоговых преступлениях,
  • Появилось новое основание для возбуждения уголовного дела о налоговых преступлениях —, сообщение о преступлении, поступившее из органов дознания,
  • Изменен порядок принятия решения о возбуждении уголовных дел по указанным категориям преступлений и порядок взаимодействия следственных и налоговых органов. По новым положениям ст.144 УПК РФ следователь, получив сообщение о преступлении из МВД (дознание), в течение трех суток направляет в налоговый орган копию сообщения о преступлении для получения заключения или информации об обстоятельствах, указанных в сообщении. К сообщению прилагаются соответствующие документы и предварительный расчет предполагаемой суммы недоимки по налогам и (или) сборам. После этого у налогового органа есть 15 суток для того, чтобы рассмотреть полученные материалы и предоставить ответ. Общий срок, предоставленный следователю для принятия процессуального решения, составляет 30 суток со дня поступления сообщения о преступлении из органов дознания. В новой редакции ст.144 УПК РФ определено, что при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления, следователь может возбудить уголовное дело до получения из налогового органа заключения или информации об обстоятельствах, указанных в сообщении о преступлении.

Как это все на практике будет работать —, увидим в ближайшее время. Но однозначно можно сделать вывод, что налоговые риски повышаются, а вмести с ними повышаются и требования к качеству налогового учета, структурирования и документирования сделок и операций.

Консалтеры, наверно, потирают руки, а бюджет готовится к новым поступлениям средств…,

Новый порядок проведения проверки и возбуждения уголовного дела по налоговым преступлениям»

В соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 407 единственным поводом для возбуждения уголовного дела о налоговых преступлениях, предусмотренных ст.ст. 198 - 199.2 УК РФ, являлись материалы налоговой инспекции.

Федеральный закон от 22.10.2018 N 308-ФЗ отменил указанный порядок, дополнив ст. 144 УПК РФ ч.ч. 7 - 9. В них предусмотрено, что при поступлении сообщения о налоговых преступлениях (ст. ст. 198 - 199.1 УК РФ) следователь при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела не позднее 3 суток направляет в вышестоящий налоговый орган по отношению к тому, в котором состоит на учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора), копию такого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки. По результатам рассмотрения данных материалов налоговый орган не позднее 15 суток с момента их получения:

- направляет следователю заключение о нарушении налогового законодательства и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки в случае, когда обстоятельства, указанные в сообщении, были предметом налоговой проверки, по результатам которой было вынесено решение, а также информацию об обжаловании или о приостановлении исполнения такого решения,

- информирует следователя о том, что в отношении налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) проводится проверка, по результатам которой решение еще не принято либо не вступило в законную силу,

- информирует следователя об отсутствии сведений о нарушении налогового законодательства в случае, если указанные в сообщении обстоятельства не были предметом налоговой проверки.

После получения заключения налогового органа, но не позднее 30 суток со дня поступления сообщения о преступлении следователем должно быть принято соответствующее процессуальное решение. Однако уголовное дело о налоговых преступлениях может быть возбуждено и до получения из налогового органа заключения или информации при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

Согласно ст. 28.1 УПК РФ суд или следователь с согласия руководителя прекращает уголовное преследование лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении налогового преступления при наличии оснований, предусмотренных ст.ст. 24 и 27 УПК РФ и ч. 1 ст. 76.1 УК РФ, в случае если до назначения судебного заседания ущерб, причиненный бюджетной системе РФ, возмещен в полном объеме.

Под возмещением ущерба понимается уплата в полном объеме недоимки, пеней и штрафов в размере, определяемом в соответствии с налоговым законодательством с учетом представленного налоговым органом расчета размера пеней и штрафов. Исключение составляет ст. 199.2 УК РФ, по которой возмещение должно составить 5-кратную сумму причиненного ущерба либо в федеральный бюджет должен быть перечислен доход, полученный в результате совершения преступления, и денежное возмещение в размере 5-кратной суммы такого дохода.

Частичное возмещение ущерба или полное возмещение ущерба после назначения судебного заседания может быть учтено только в качестве обстоятельства, смягчающего наказание (Постановление Пленума ВС РФ от 27.06.2013 N 19 «,О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности»,).

©, 2011 «,Прокуратура Нижегородской области»,

Каким быть порядку возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям?

Г.К. Смирнов, старший инспектор Главного организационно-инспекторского управления Следственного комитета РФ

И.Н. Соловьев, профессор, докт. юрид. наук, заслуженный юрист РФ

Д.А. Корнев, директор Департамента налогового администрирования ОАО «,МТС»,

М.Г. Кошкин, руководитель практики уголовно-правовой защиты бизнеса юридической компании «,Пепеляев Групп»,, адвокат

В.М. Зарипов, заместитель главного редактора журнала «,Налоговед»,

Л.В. Кравчинский, адвокат

Модератор &ndash, С.Г. Пепеляев, управляющий партнер «,Пепеляев Групп»,

Статьи 198 и 199 УК РФ перестали работать. В некоторых регионах уголовные дела не возбуждаются, ущерб, причиненный такими преступлениями, практически не возмещается, возникают проблемы, связанные с тем, что налоговые органы не относятся к числу правоохранительных органов и не вправе возбуждать уголовные дела.

1. Введение в 2011 г. статьи 140 УПК РФ было вызвано объективной ситуацией (коррупция, низкий уровень следователей и т. д.) и дало адекватный результат, но поправки оказались недостаточно проработанными.

2. Возникли проблемы взаимодействия налоговых и правоохранительных органов. При этом число налоговых дел сокращалось и до 2011 г.

3. Существуют разные мнения о предложении отменить специальную норму статьи 140 УПК РФ, но все они основаны на необходимости учитывать интересы бизнеса.

4. Высказывается опасение, что если позиция налоговых органов перестанет быть важна для правоохранителей, то взаимодействие налоговых органов и налогоплательщиков будет затруднено.

5. Следует распространить такую тенденцию, как обязательное заявление потерпевшего для возбуждения уголовного дела, на уголовные дела по налоговым преступ­,лениям.

6. Необходимо разрешить вопрос о том, как привлеченному к уголовной ответственности лицу, решившему добровольно уплатить налоги, сделать это в ситуации, когда налоговый орган не дает заключения правоохранителю.

7. Выявлена кадровая проблема в правоохранительных органах: налоговых специалистов в связи с неоднократным реформированием системы почти не осталось.

8. Актуальна проблема обратной силы нового порядка возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям. Предполагается, что он будет распространяться на преступления, выявленные с момента его введения, но де-факто нельзя исключать его распространение на прошлые налоговые периоды. Чтобы такие ситуации не возникали, нужно прямое законодательное ограничение.

9. В проекте РСПП много спорного, например есть опасность перманентной налоговой проверки.

1. Принять президентский законопроект и одновременно внести поправки в УК РФ, где в качестве признака уклонения от уплаты налогов предусмотреть неисполнение решения налогового органа, которым определена сумма недоимки.

2. Возбуждать уголовное дело только на основе мотивированного заключения налогового органа о том, что он был введен налогоплательщиком в заблуждение.

3. В статьях 198 и 199 УК РФ отказаться от минимальных пороговых значений размера ущерба, а вместо них ввести процентное соотношение, поскольку для крупного бизнеса твердые суммы ущерба несущественны.

Л.В. Кравчинский обратился к вопросу обратной силы предложенных в законопроекте норм: будет ли новый порядок возбуждения уголовных дел распространяться на прежние годы? Если по УПК РФ срок давности за налоговые преступления составляет десять лет, значит, правоохранительные органы, получив право самостоятельно возбуждать такие дела, смогут оглянуться на прошлые годы, вплоть до 2003 г.? Законодателю следует уделить внимание этой проблеме и в проекте предусмотреть соответствующую норму, сохранив тем самым доверие бизнеса к действиям государства.

2009 г.: рассмотрены дела по налоговым преступлениям в отношении 3024 лиц, в том числе привлечены к ответственности 2114 лиц, оправданы 53 лица, 857 дел прекращены по разным основаниям.

Краснопресненская наб., дом 12, подъезд 7, 15 этаж

По вопросам подписки и распространения обращайтесь по тел.: (495) 785-01-13, nalogoved@nalogoved.ru

По вопросам, связанным с работой сайта, обращайтесь по тел.: (495) 967-86-25 (доб. 34-25) к Петухову Александру

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,

информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-44832 от 29.04.2011

Лучше заплатить

Интересным является тот факт, что введенные изменения уже существовали в Уголовно-процессуальном кодексе РФ (УПК РФ), как раз до введения Федерального закона N 407-ФЗ от 6 декабря 2011 года, и были отменены этим правовым актом.

Авторы принятого закона подчеркивают, что действовавший с декабря 2011 года порядок являлся одной из главных причин, почему эффективность раскрытия налоговых преступлений оставалась на крайне низком уровне. Применение нового порядка возбуждения дела привело к реальному снижению фактов выявления налоговых преступлений. Очевидно, что действительной причиной этого являлось определенное ограничение полномочий следователей, что в конечном итоге, вероятно, снизило количество вариантов и путей для произвола.

Но поскольку решение уже принято и изменения вступили в силу, попытаемся проанализировать нововведения на предмет их достоинств и недостатков. Одним из главных аргументов законодателя является то, что отмена вновь введенных положений оказала негативный эффект на сферу уголовных преступлений: это затруднило использование в уголовном процессе результатов оперативно-разыскных мероприятий, которые проводятся уполномоченными органами в рамках борьбы с налоговой преступностью.

Возникает вопрос: на смену чему пришел новый порядок? Остановимся на механизме, который действовал до введения изменений. По общим правилам, установленным п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ, дела о налоговых преступлениях по статьям 198 - 199.2 УК РФ подследственны Следственному комитету РФ. До внесения изменений в УПК РФ основанием для возбуждения дел такого рода являлись материалы, которые направлялись следователю налоговым органом, в соответствии с утратившей силу ч. 1.1. ст. 140 УПК РФ, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела о налоговых преступлениях. На налоговые органы в случае выявления неуплаты налогов в размерах, из которых есть основания предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, ложится обязанность направлять следователям в течение 10 дней со дня выявления указанные материалы.

Такой порядок видится вполне обоснованным, поскольку Федеральная налоговая служба - это уполномоченный государством федеральный орган исполнительной власти в сфере налогов и сборов, сотрудники которого обладают нужными навыками, позволяющими дать квалифицированную оценку документам на предмет их соответствия налоговому законодательству. Немаловажным является и то, что сотрудники ФНС заинтересованы в обеспечении собираемости налогов.

Нельзя не сказать и о таком важном праве налогоплательщика, как обращение в суд с иском о признании решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности недействительным, которое, судя по всему, будет утрачено при нынешних условиях. При прежнем порядке суд имел право по ходатайству заявителя принимать обеспечительные меры по поданному заявлению, а именно приостановить действие решения. Срок погашения недоимки, по истечении которого налоговая инспекция обязана была передать материалы следователю для возбуждения уголовного дела, также приостанавливался на весь период действия указанных обеспечительных мер.

Действовавший до внесения изменений в УПК РФ механизм возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям был достаточно мотивирован, конструктивен и имел некую ориентацию на предоставление недобросовестному налогоплательщику возможностей по уплате недоимок. С одной стороны, это давало налогоплательщику возможность продолжать осуществление хозяйственной деятельности, с другой - государству не потерять источник финансовых поступлений в бюджет. Жесткая регламентация налогового контроля как такового, а также взаимодействие органов следствия и ФНС оставляли меньше возможностей для так называемого нажима на предпринимателей сотрудниками силовых структур. Это особенно важно после заявленных Владимиром Путиным 4 декабря 2018 года в ежегодном Послании Федеральному Собранию предложений об ослаблении давления на бизнес в целом.

С 22 октября 2018 года поводом для возбуждения уголовного дела по налоговым преступлениям фактически может быть сообщение о преступлении от любого лица. При этом можно предположить, что будет создано два принципиально различных алгоритма поведения недобросовестного налогоплательщика. Так, если недоимка будет выявлена органами ФНС, то это влечет за собой дополнительные возможности налогоплательщику для защиты своих прав в суде и надлежащей ликвидации недоимки. Важным обстоятельством является то, что в этой ситуации экономическая деятельность конкретного индивидуального предпринимателя или юридического лица может продолжаться. В том случае, когда информация о налоговых преступлениях выявляется следователями СК РФ, решение о возбуждении уголовного дела будет приниматься в обязательном порядке. А после возбуждения уголовного дела следователь, имея право на осуществление обысков, выемок, допросов, а также применение различного рода мер пресечения, таких как подписка о невыезде, домашний арест и прочее, фактически прекращает функционирование корпорации или деятельность предпринимателя, что отрицательно скажется на экономических процессах и экономическом климате страны, крайне важном для привлечения иностранных инвестиций и развития экономики.

Единственное эффективное средство защиты от уголовного преследования и, как следствие, прекращения хозяйственной деятельности для предпринимателя - это полная и своевременная уплата налогов и сборов в установленном законом порядке.

Сергей Никитенко, адвокат, заместитель управляющего партнера адвокатского бюро ",Шабарин и партнеры",

Читайте в рубрике Экономика

Популярное на сайте

Главное сегодня

«Редакция «Российской газеты»

Рубрикатор: Тематические проекты: Совместные проекты:

Редакция не несет ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей.

Новый порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям

Администрация серышевского района

Изменен порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям

Федеральный закон от 22.10.2018 N 308-ФЗ О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации изменил порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям, а именно уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (статья 198 Уголовного кодекса РФ), уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (статья 199 УК РФ), Неисполнение обязанностей налогового агента (статья 199.1 УК РФ).

Поводы к возбуждению уголовного дела - получаемые из установленных законом источников сведения (информацию) о событии, факте, чьем-то деянии (действии, бездействии), содержащем признаки преступления.

Поводами для возбуждения таких дел могут служить:

-заявление о преступлении,

-явка с повинной,

-сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

К их числу следует относить любые письменные сообщения от любых предприятий, учреждений, организаций (в том числе общественных), опубликованные в печати статьи, заметки и письма о готовящимся, совершаемом или совершенном преступлении, а так же факты, непосредственного обнаружения органом дознания, следователем или прокурором признаков объективной стороны преступления.

В соответствии с п. 3 ст. 32 Налогового кодекса РФ предусмотрена обязанность налоговой инспекции передавать в следственные органы необходимые материалы, если исходя из размера выявленной недоимки можно предположить, что совершено преступление.

Данная обязанность возникает, в случае если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования налогоплательщик не погасил задолженность перед бюджетом. Предусмотрен особый порядок рассмотрения сообщений о налоговых преступлениях, ответственность за которые определена в статьях 198 - 199.1 Уголовного кодекса РФ. Соответствующие поправки внесены в ст. 144 (порядок рассмотрения сообщения о преступлении) Уголовно-процессуального кодекса РФ, в ч. 7, 8, 9 которой установлено следующее.

Следователь, получив из органа дознания сообщение о преступлении, готовит его копию с приложением копий обосновывающих документов и расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам (сборам).

Данные документы представляются в вышестоящий налоговый орган по отношению к тому, где состоит на учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора). Вышестоящий налоговый орган рассматривает данные материалы, составляет по ним заключение и иные документы, которые передаются следователю не позднее 15 суток с момента поступления от него материалов.

По итогам изучения названных материалов налоговая инспекция направляет следующие сведения:

- заключение о нарушении налогового законодательства и о правильности предварительного расчета предполагаемой недоимки, если указанные в материалах обстоятельства были предметом налоговой проверки, по результатам которой есть вступившее в силу решение инспекции (п. 1 ч. 8 ст. 144 УПК РФ). Также передается информация об обжаловании или приостановлении данного решения,

- информацию о проведении проверки в отношении налогоплательщика, по результатам которой решение еще не принято или не вступило в силу (п. 2 ч. 8 ст. 144 УПК РФ),

- информацию об отсутствии сведений о нарушении законодательства, если указанные в материалах обстоятельства не были предметом налоговой проверки (п. 3 ч. 8 ст. 144 УПК РФ).

После получения ответа налогового органа следователь принимает решение о возбуждении уголовного дела либо об отказе в его возбуждении.

В ч. 9 ст. 144 (порядок рассмотрения сообщения о преступлении) Уголовно процессуального кодекса РФ установлен предельный срок, в течение которого следователь должен принять процессуальное решение, - 30 суток со дня поступления сообщения о преступлении.

Следователю также предоставлено право возбудить уголовное дело в отсутствие заключения (информации) инспекции, но для этого требуется повод и достаточные данные, указывающие на признаки преступления.

Кроме того, в ч. 2 ст. 28.1. (прекращение уголовного преследования по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности) Уголовно-процессуального кодекса РФ, уточнено, что размер подлежащего возмещению ущерба, который причинен бюджетной системе России, определяется с учетом представленного налоговым органом расчета пеней и штрафов.

Новый порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям

С момента введения в действие УПК РФ порядок возбуждения уголовного дела не один раз подвергался реформированию в части законодательного определения поводов для возбуждения уголовного дела и регламентации проверки заявлений и сообщений о преступлении.

Так, принятым по инициативе Следственного комитета Российской Федерации Федеральным законом от 22.10.2018 308 «,О внесении изменении в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», из числа специальных поводов для возбуждения уголовного дела исключен повод для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных ст.ст. 198-199.2 УК РФ.

Повод для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных ст.ст. 198-199.2 УК РФ, закреплен ч. 1.1 ст. 140 УПК РФ в конце 2011 года. Этот повод являлся специальным, так как относился к ограниченной группе преступлений. Поводом для возбуждения уголовного дела служили только те материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для разрешения вопроса о возбуждении уголовного дела. Согласно действовавшим положениям указанной статьи УПК РФ позиция налогового органа по подтверждению сумм неуплаченных налогов должна была восприниматься как фактор, сдерживающий органы следствия от необоснованного возбуждения уголовного дела.

В то же время материалы налоговой проверки, в том числе и состоявшееся решение руководителя налогового органа о привлечении лица к налоговой ответственности, должны способствовать принятию решения о наличии признаков, характеризующих объект и объективную сторону налоговых преступлений.

Введенные Федеральным законом от 22.10.2018 308 «,О внесении изменении в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», новые положения ч.ч. 7-8 ст. 144 УПК РФ определяют два процессуальных режима возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях: специальный и общий.

Содержание специального режима доследственной проверки сообщения о преступлениях, предусмотренных ст.ст. 198-199.1 УК РФ, определяет условия взаимодействия следователя и налогового органа. Так, согласно ч. 7 ст. 144 УПК РФ, следователь в течение трех суток со дня поступления сообщения о налоговом преступлении проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в возбуждении уголовного дела. При отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела в указанные сроки следователь обязан направить в налоговый орган копию такого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам и сборам.

Указанное сообщение направляется следователем в орган, вышестоящий по отношению к налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете налогоплательщик, в отношении которого проводится проверка сообщения о налоговом преступлении. Указанное сообщение рассматривается налоговым органом в течение 15 суток. Выводы о результатах такого рассмотрения должны быть изложены им в двух процессуальных документах: заключении и информации налогового органа.

Заключение включает оценку правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам или сборам. Кроме того, заключение включает в себя и информацию о том, обжаловалось ли в суд постановление административного органа о привлечении лица к налоговой ответственности, а также приостановлено ли его исполнение.

Также, согласно положениям п.п. 2 и 3 ч.8 ст. 144 УПК РФ, налоговый орган должен направить следователю и информацию иного содержания. Так, согласно п. 2 ч. 8 ст. 144 УПК РФ, налоговый орган направляет сведения о том, что налоговая проверка по фактам нарушения налогового законодательства проводится, либо по ее результатам не принято правоприменительного решения, либо оно не вступило в законную силу. Налоговый орган также направляет следователю в порядке п. 3 ч. 8 ст. 144 УПК РФ информацию об отсутствии сведений о нарушении законодательства о налогах и сборах.

Процессуально значимым для следователя является заключение налогового органа. Как следует из ч. 9 ст. 144 УПК РФ следователь лишь после получения заключения налогового органа, но не позднее 30 суток со дня поступления сообщения о преступлении, принимает решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела.

Кроме того, согласно положениям ч. 9 ст. 144 УПК РФ, уголовное дело может быть возбуждено следователем и до поступления к нему указанного заключения и информации, то есть в общем режиме при наличии повода и достаточных данных, полученных вне участия налогового органа.

При любом использовании материалов ссылка (в сети Интернет гиперссылка) на прокуратуру Ставропольского края обязательна.

Понравилась статья? Поделить с друзьями: