Защита конституционных прав в суде

Право на судебную защиту

Право на судебную защиту это конституционное право граждан и организаций. Конституция РФ каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Всеобщая декларация прав человека и Европейская конвенция о правах человека предусматривают, что каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.

Право на судебную защиту декларировано в Конституции РФ

В ст. 46 п.1. «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».

В п. 2 ст. 46 закрепляется право гражданина на обжалование действий (бездействия) органов государственной власти.

Пункт 3 ст.46 закрепляет право гражданина РФ обращаться в международные суды(Европейский суд по правам человека), в случае, если исчерпаны все варианты решения вопроса внутри государства.

При этом право на судебную защиту обеспечивается путем осуществления правосудия всеми судами в предусмотренных ч. 2 ст. 118 Конституции РФ формах, а именно: посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Вопросы организации и деятельности судебных органов на основе Конституции определяются федеральными конституционными законами: «О судебной системе Российской Федерации», «Об арбитражных судах в Российской Федерации», «О Конституционном Суде Российской Федерации», «О военных судах», федеральными законами: «О мировых судьях», «О статусе судей в Российской Федерации».

Чаще всего жалобы в суде рассматриваются по правилам гражданского судопроизводства с учетом норм Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». В Законе дается перечень органов и лиц, чьи действия могут быть обжалованы.

Это государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения или должностные лица, которые своими действиями (бездействием), решениями нарушили права и свободы гражданина, возложили незаконно на него обязанность или незаконно привлекли к ответственности. Судебному обжалованию подлежат коллегиальные и единоличные действия и решения, нарушающие права и свободы граждан. При этом предметом обжалования могут быть не только индивидуальные, но и нормативные акты. Судебный контроль за конституционностью федеральных законов, некоторых других нормативных актов возложен на Конституционный Суд РФ.

Гражданский процессуальный кодекс РФ регламентирует порядок рассмотрения и разрешения дел, возникающих из публичных правоотношений. Так, в его гл. 24 закреплено право граждан, организаций обращаться в суд общей юрисдикции, если, по их мнению, принятый акт нарушает права и свободы, гарантированные Конституцией, законами и другими нормативными актами.

Правом на обращение в суд общей юрисдикции наделены также Президент, Правительство, законодательные органы, высшие должностные лица субъектов Федерации, органы местного самоуправления, если они считают, что принятым актом нарушена их компетенция. Особенности судопроизводства по рассмотрению дел, возникающих из публичных правоотношений, регламентируется в гл. 23 АПК РФ.

Общими характеристиками правосудия являются:

осуществление судебной деятельности только судами органами государственной власти,

осуществление правосудия от имени государства, независимость, самостоятельность и обоснованность судебной власти,

осуществление правосудия методами (способами), определенными в законе,

властный характер полномочий суда,

использование в необходимых случаях мер государственного принуждения,

участие в отправлении правосудия представителей народа.

Правосудие в Российской Федерации осуществляют суды, образованные в соответствии с Конституцией и федеральными конституционными законами. Конституция называет различные судебные органы: суды общей юрисдикции, арбитражные суды, Конституционный Суд РФ, Конституционные (уставные) суды субъектов Федерации. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Кроме того, право на судебную защиту не подлежит ограничению ни при каких обстоятельствах, поскольку иначе это противоречило бы Конституции РФ, а уровень отлаженности механизма судебной защиты является показателем демократичности самого общества.

К судам общей юрисдикции относятся: Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды.

В систему арбитражных судов входят: Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации (РФ) ст 46

Статья 46. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. 2.

1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Судебная практика по статье 46 Конституция РФ:

Частотные связи статьи 46 Конституция РФ с другими правовыми нормами:

  • 11 Статья 2. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Конституция
  • 4 Статья 45. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в. Конституция
  • 6 Статья 395. Ответственность за неисполнение денежного обязательства Гражданский кодекс
  • 6 Статья 310. Недопустимость одностороннего отказа от исполнения обязательства Гражданский кодекс
  • 7 Статья 12. Способы защиты гражданских прав Гражданский кодекс
  • 5 Статья 421. Свобода договора Гражданский кодекс
Еще.

Гистограмма связей с другими правовыми нормами:

Примечание * : Гистограмма отражает близость правовых норм между собой, силу связей между ними.

Конституция рф о праве на судебную защиту

В ст.1 Конституции РФ: Россия правовое государство.

Ст.2: Человек, его права и свободы это высшая ценность.

Ст.17: в РФ признаются и обеспечиваются права и свободы Ч и Гр. Согласно общепризнанным принципам и нормам МП и МД РФ.

Всеобщая Декларация прав человека ООН 1948г.

Два международных пакта 1966г.: «О политических и гражданских делах», «Об экономических, социальных и культурных правах»

Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950г.

Россия их участница. Объем прав и свобод уже не зависит от национального законодательства, поэтому задача Росси сводится к тому, чтобы реально обеспечивать права на своей территории, чтобы они не были декларативными.

Ст.18 К РФ: права и свободы Ч и Гр. определяют содержание и смысл законов, деятельность законодательной и исполнительной власти и обеспечиваются правосудием. Отсюда вытекает, что право на судебную защиту - это одна из важнейших гарантий защиты прав и свободы граждан.

При этом, в ст.45 гарантирована государственная защита прав и свобод. Соответственно поскольку суды это органы государства, то ст.45 Конституции РФ уже предполагает судебную защиту нарушенных прав. Тем не мене, ст.46 особо оговаривает право каждого на судебную защиту. Указано так же, что решения государственных органов, органов МСУ, должностных лиц может быть обжаловано в суд. Т.е. в любом правовом споре последнее слово всегда остается за судом.

Соответственно данные нормы содержатся и в отраслевом законодательстве. Ст. 11 ГК РФ предусматривает, что защита гражданских прав осуществляется в судебном порядке. В административном порядке защита гражданских прав производится только тогда, когда это предусмотрено законом. Любое административное решение может быть обжаловано в суд.

Это обусловлено тем, что именно судебная защита обладает рядом преимуществ:

Специализация судов. Суды это органы государства, специально созданные для разрешения правовых споров, никакими другими видами деятельности они не занимаются. Тогда как административные органы осуществляют текущую управленческую деятельность и для них разрешение споров это всего лишь одно из направлений деятельности. Поскольку суды специализируются на разрешении споров, то это обеспечивает высокое качество данной деятельности.

Квалификация судей существует строгий отбор кандидатов в судьи. Они должны сдавать квалиф. экзамен, высокие требования к образованию, стажу работу, это гарантирует высокое качество работы по рассмотрению споров.

Особый статус судей. Судьи наделены гарантиями неприкосновенности, невмешательства в их деятельность, что гарантирует их независимость и беспристрастность. Соответственно гос. служащие таких гарантий не имеют, поэтому более зависимы при рассмотрении правовых споров.

Детальная регламентация процедуры рассмотрения споров. Порядок судопроизводства регулируется на уровне ФЗ. Т.к. гос. органы руководствуются административными регламентами, которые носят характер подзаконных актов, соответственно менее строгие требования к процедуре рассмотрения споров.

Поэтому именно судебная форма является основной, приоритетной формой защиты прав.

Соответственно, если обратиться к ст.56 К РФ, то там предусмотрена возможность ограничения некоторых прав и свобод в условиях чрезвычайного положения. В то де время, право на судебную защиту не может быть ограничено ни при каких условиях. Это так же подчеркивает значимость.

Форма и способ защиты нарушенных прав.

Форма защиты это процессуальное понятие и оно отвечает на ? какой орган и в каком порядке осуществляет защиту нарушенных прав.

Судебная это деятельность судов общей юрисдикции и арбитражных суда, конституционных, уставных судов и дисциплинарного судебного присутствия.

Административная деятельность различных гос. органов, органов МСУ и должностных лиц (прокуратура, нотариат и т.д.).

Общественная деятельность негосударственных институтов (третейский суд, посредничество (мидиация), а так же самозащита права). Деятельность третейских судов относится не к судебной, а общественной, поскольку они судами не являются и в судебную систему не входят. Ст.11 ГК РФ: судебную защиту осуществляют суд, арбитражный суд и третейский суд.

Способ защиты это материально правовое понятии и отвечает на вопрос с помощью каких мер ответственности и принуждения будет осуществляться защита нарушенного права?

Соответственно способы защиты установлены в материальных законах. Основные способы защиты гражданских прав ст.13 ГК РФ.

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

Механизмы защиты прав человека. Судебная защита прав и свобод человека и гражданина

Принято различать внутригосударственные и международные способы и средства защиты прав и свобод человека.

К внутригосударственным способам и средствам относятся:

1) судебная защита (ч. 1 и 2 ст. 46 Конституции РФ), включая право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48),

2) институт Уполномоченного по правам человека, к которому могут обращаться все, кто считает себя ущемленным в конституционных правах, а также с жалобами на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц. Сам Уполномоченный не может применить методы принуждения, но он вправе обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных прав и свобод либо в компетентные органы, в том числе в прокуратуру и Конституционный Суд Российской Федерации.

3) Конституционный Суд Российской Федерации. В него можно обратиться за защитой не любых, а именно конституционных прав и свобод. Правом на подачу жалобы обладает только участник уголовного, административного процесса или сторона гражданского дела.

Конституционный Суд проверяет конституционность конкретного закона, а не само дело. Жалоба может быть подана на любой стадии рассмотрения дела: после его завершения или начала разбирательства в соответствующем органе.

Международные механизмы защиты прав человека образуют специальные органы, осуществляющие международный контроль за деятельностью государств в сфере обеспечения и охраны прав человека. Такой контроль реализуется на двух уровнях: в рамках ООН и на региональном, например в рамках Совета Европы, СНГ и др.

В рамках ООН действует Комиссия по правам человека, которая рассматривает любые гуманитарные вопросы. Кроме того, образованы специальные органы на основе отдельных конвенций. Решения международных органов не носят обязательного характера для государства, чьи действия нарушают права человека, но создают вокруг него негативное общественное мнение мирового сообщества.

Конституция Российской Федерации относит регулирование прав и свобод человека и гражданина к исключительному ведению Российской Федерации. Это гарантирует единый правовой статус человека и гражданина для всех лиц, проживающих на территории России.

В соответствии с Конституцией гарантом прав и свобод человека и гражданина является Президент Российской Федерации. При Президенте Российской Федерации создана Комиссия по правам человека.

Судебная защита это важнейший элемент государственной защиты прав и свобод человека и гражданина. Она представляет собой самостоятельное направление государственно-властной деятельности, осуществляемое специально созданными для этой цели органами судами. Право на судебную защиту это субъективное право лица, реализация которого целиком зависит от его личного усмотрения.

Государственная защита прав и свобод человека и гражданина означает, что Россия как правовое государство берет на себя обязанность гаранта жизненных ценностей и благ личности, выраженных в ее субъективных гражданских правах и личных свободах. Для выполнения этой публично-правовой обязанности Российская Федерация располагает законодательной базой и системой органов правоохраны.

В статье 2 Конституции РФ, положения которой входят в основы конституционного строя, закрепляется, что обязанностью государства является защита прав и свобод человека и гражданина. Данное положение конкретизируется ст. 45 Конституции РФ, которая устанавливает: ", 1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. 2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом",.

Ведущую роль в государственно-правовой защите прав и свобод согласно Конституции РФ призван играть суд. Как подчеркивается в ст. 46 Конституции РФ, ",каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод",. В Конституции определен круг действий, которые могут быть обжалованы в суде. Согласно ст. 46 п. 2 Конституции РФ ",решение и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде",.

Процедура судебной защиты права на обжалование в суде регулируется Законом об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан от 27 апреля 1993 года.

Конституция РФ дополнительно гарантирует каждому человеку право на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ст. 47 Конституции РФ). В данной статье установлено также, что обвиняемый в совершение преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Согласно ст. 48 Конституции РФ каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

В статье 49 Конституции РФ указывается, что обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

Конституция устанавливает право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или должностных лиц.

В Конституции РФ установлен также важный правовой принцип, суть которого состоит в том, что закон,

Конституционный принцип права каждого на квалифицированную юридическую помощь действует во всех видах судопроизводства, названных в ч.2 ст.118 Конституции Российской Федерации: конституционного, административного, гражданского и уголовного.

61. Судебная защита прав и свобод человека и гражданина.

Конституции РФ 1993 года закреплено положение о том, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ, провозгласив приоритет прав и свобод человека и гражданина, Российская Федерация приняла на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, С этой целью государством создан ряд институтов, способствующий реализации прав.

Особая роль в вопросе защиты нарушенных прав отводится судебной власти, основой которой являются принципы объективности, независимости, справедливости, верховенства закона и равенства всех перед законом и судом. Частью 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Судебной защите подлежат любые права и свободы, в каком бы документе они ни были закреплены &ndash, в Конституции РФ, отраслевых законах, в других нпа.

Важно обратить внимание на то, что, право на судебную защиту имеет универсальный характер. В этом смысле ч. 1 ст. 46 Конституции РФ находится в полной гармонии с требованиями, сформулированными ст. 8 Всеобщей декларации прав человека: ",Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами

Статья 18 Конституции РФ, предусматривая, что «,права и свободы граждан обеспечиваются правосудием», также выступает доказательством изложенного выше.

ч. 3 ст. 46 Конституции РФ, в которой определено, что «,каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты»,. Это дает возможность гражданам Российской Федерации защитить свои неотъемлемые естественные права на международном уровне в случае, если по каким-то причинам это не смогло сделать государство или же само государство нарушило данные права.

Стоит согласиться с мнением Эбзеева Б.С., который считает, что право на судебную защиту нельзя воспринимать, как право данное, конституцией или государством. В человеческом обществе с самых ранних ступеней его развития, еще до появления как таковых писаных или устных законов, люди «,за правдой», обращались к третьим лицам с просьбой рассудить их. Право на судебную защиту &ndash, естественное право человека,

Государство гарантирует судебную защиту прав и свобод. Как известно, судебный способ защиты считается наиболее демократическим. Предусматривается право на получение квалифицированной юридической помощи. Установлена презумпция невиновности в совершении уголовных преступлений: обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана.

Российская Конституция гарантирует каждому судебную за­,щиту его прав и свобод (ст. 46). Такая защита наиболее эффек­,тивна и доступна каждому человеку, поскольку в суд могут быть обжалованы любые решения и действия (или бездействие) орга­,нов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Объектом обжа­,лования могут быть законы, действия и указы Президента, поста­,новления Правительства и т. д. Суд, таким образом, осуществля­,ет надзор за законностью в стране, обеспечивает приоритет прав и свобод граждан перед любыми акциями государства. Процедура обращения граждан в судебные органы регулируется Законом РФ «,Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»,.

В ноябре 1995 г. Конституционный Суд РФ вынес постановление по жалобам Р. Н. Самигулиной и А. А. Апанасенко о проверке кон­,ституционности ст. 209 УПК РСФСР, которая на практике лишала граждан права обжаловать в судебном порядке постановление о пре­,кращении уголовного дела, позволяя обращаться с жалобой только к прокурору. Суд отметил, что право граждан на судебную защиту от­,носится к таким правам, которые в силу ч. 3 ст. 56 Конституции РФ не могут быть ограничены ни при каких условиях. Между тем по смыслу, придаваемому правоприменительной практикой положению рассматриваемой статьи, участники уголовного процесса, чьи права и законные интересы затрагиваются прекращением производства по делу, оказались лишенными права обратиться за защитой в суд. Та­,ким образом, значительное число правоприменительных решений, затрагивающих основные права и свободы граждан, вопреки уста­,новлениям ст. 46 Конституции РФ выводится из-под судебного кон­,троля. Суд признал данное положение закона неконституционным.

Место конституционных судов в системе защиты прав и свобод человека и гражданина опыт Российской Федерации и ближнего зарубежья - О.Н. Доронина

В настоящее время в российской и зарубежной юридической науке общепринятым является системный подход к защите прав и свобод человека и гражданина2. Ученые - конституционалисты, исследуя механизм защиты прав и свобод человека и гражданина в современных демократических зарубежных государствах, указывают на ведущую роль в нем конституционных судов как органов, осуществляющих судебный конституционный контроль3. Однако, место Конституционного Суда в системе защиты основных прав и свобод человека и гражданина обусловлено не тем, что он является высшим органом государственной власти, а его особой компетенцией, правовой природой его деятельности.

Гарантии судебной защиты закреплены во всех конституциях и актах конституционного характера государств Центральной и Восточной Европы. Наиболее типичным является закрепление права каждого на судебную защиту его прав и свобод. Так, например, в соответствии 51 (ч. 1) Конституции Венгерской Республики от 18 августа 1949 г. «каждый имеет право на то, чтобы в любом процессе, его права и обязанности, были рассмотрены на справедливом и открытом заседании независимого и беспартийного суда, установленного законом4. Как правило, в соответствующих положениях конституций закрепляется возможность судебного обжалования правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления, нарушающих права и свободы человека и гражданина. В совокупности с общепризнанными принципами законности и независимости судов при осуществлении правосудия, это предполагает обязанность всех судов при рассмотрении дел, отнесенных к их компетенции, руководствоваться законом и Конституцией как нормативными правовыми актами наивысшей юридической силы.

Именно необходимость защитить основные права и свободы человека и гражданина от нарушений их актами высших органов государственной власти и привела к приобретению Верховным Судом США полномочий в сфере проверки соответствия их Конституции США, возникновению института судебного конституционного контроля и, соответственно, его «американской» модели. Если внимательно изучить правовую позицию судьи Верховного Суда США Дж. Маршалла, выраженную им по делу Marbury v. Madison5, становится очевидным, что обоснование полномочий Верховного Суда США в сфере конституционного контроля заключается в том, что суд должен применить закон, чтобы разрешить конкретное дело, в случае коллизии между двумя законами, подлежащими применению при рассмотрении дела, суд должен решить, какому закону нужно отдать преимущество, если отношения регулируются и Конституцией, и противоречащим ей законом, приоритет должен быть отдан Конституции. Профессор С.М. Гриффин, полагает, что «судебная власть должна руководствоваться Конституцией в случае прямого конфликта между нею и обычным законодательным актом», что является непосредственным следствием обязанности суда разрешать дела, отнесенные к его компетенции6. Таким образом, по мнению Дж. Маршала, «те, кто применяет норму права в конкретном деле, по необходимости, должны разъяснять и интерпретировать эту норму. Если имеется конфликт двух законов друг с другом, суды должны выбрать один из них, поскольку Конституция обязательна как для законодательных органов, так и для судов, последние не имеют никакого выбора, кроме как объявить недействительный любой акт, который они найдут противоречащим Конституции»7.

Однако недостатки защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина от нарушений их законодательными актами и нормативными правовыми актами иных высших органов государственной власти, осуществляемой судами общей юрисдикции, очевидны. Так, Ю.А. Юдин и Ю.Л. Шульженко полагают, что к ним относится связанность суда при разрешении конституционных вопросов обстоятельствами рассматриваемых уголовных и гражданских дел8. Профессор М. Шапиро так определяет специфику конституционного контроля, осуществляемого судьей при рассмотрении конкретного дела: «Осуществляя правосудие, мы проверяем конституционность закона только в той мере, в какой это необходимо для нормального рассмотрения конкретного дела»9.

Следует заметить, что возможность граждан прибегнуть к защите Конституционного Суда может быть закреплена Основном законе государства, но данное право не закреплено как основное право человека и гражданина ( 32/А Конституции Венгерской Республики, ст. 125 (ч. 4) Конституции Российской Федерации, ст. 126 Конституции Словацкой Республики, ст. 160 (ч. 3) Конституции Республики Словения, ст. 125 (абз. 4) Конституции Республики Хорватия, ст. 86, (ч. 1, п. «d») Конституции Чешской Республики. Только в Конституции Республики Польской (ст. 79, ч. 1) право на обращение с жалобой в Конституционный Трибунал закреплено в качестве основного: «Каждый, чьи конституционные свободы или права оказались нарушенными, имеет право на определенных в законе принципах обратиться с жалобой в Конституционный Трибунал по вопросу о соответствии Конституции закона или иного нормативного акта, на основании которого суд или орган публичной администрации вынес окончательное решение о его свободах или правах или о его обязанностях, определенных в Конституции».

Периодические издания Юридические услуги

2005 - 2018, ЗАО Финансово-Правовое Агентство - Оказывает юридические и бухгалтерские услуги.

Все права защищены. Частичное или полное копирование информации данного ресурса возможно только с разрешения владельца.

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Понравилась статья? Поделить с друзьями: